Информационное письмо

0
1008

Европейская коалиция по борьбе с туберкулезом

Stop TB Partnership

заинтересованные стороны

 Информационное письмо.

С интересом прочитали сообщение о том, что ЕКТБ предполагает провести кабинетный анализ национальных и международных нормативных документов, касающихся межведомственной координации и вовлечения организаций гражданского общества в противодействие туберкулезу для того, чтобы разобраться с полномочиями всех ключевых государственных органов и определить пробелы в действующей нормативной базе, которые мешают им наладить  эффективное взаимодействие в контексте противодействия туберкулезу как между собой, так и с организациями гражданского общества. С этой целью ЕКТБ запланировала проведение в Украине анализа межведомственного взаимодействия.

Как известно, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) считает туберкулез наиболее опасной болезнью среди всех инфекционных и паразитарных болезней. Для того, чтобы остановить эпидемию туберкулеза, потребуется дальнейшее расширение масштабов и уровня охвата мероприятиями лечения и профилактики туберкулеза, разработка систем и политики для создания благоприятных условий и разделения ответственности; а также активная разработка и использование новых средств лечения и профилактики туберкулеза на основе целенаправленных научных исследований и инноваций. Об этом заявила ВОЗ на своей 67-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, которая состоялась в Женеве в мае 2014 года. Новая мировая стратегия противодействия эпидемии туберкулеза к 2035 году предусматривает конкретные действия в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами и при участии местных общин.

Государственная политика в сфере противодействия заболеванию туберкулезом традиционно реализуется в Украине путем решения ряда узкоотраслевых медицинских задач. Центральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию государственной политики в сфере борьбы с туберкулезом, является Министерство здравоохранения Украины, а на местах – соответствующие местные органы управления отраслью здравоохранения. Но сегодня проблема туберкулеза вышла за рамки сугубо медицинской отрасли и получила статус проблемы общегосударственного значения через постоянный рост темпов его распространения среди населения Украины.

Принцип отраслевого управления сложным социальным объектом, которым является эпидемия туберкулеза, в том числе чисто медицинский подход к анализу эпидемиологических показателей, препятствует своевременному прогнозированию перспектив развития эпидемии туберкулеза и разработке соответствующего плана национального межведомственного противодействия его вызовам, вследствие чего эпидемия туберкулеза остается чрезвычайно угрожающей не только для жизни и здоровье наших граждан, а, по большому счету, дает основание считать эту ситуацию как угрозу национальной безопасности украинского государства, является препятствием на пути к международной интеграции Украины.

Основным для Украины инструментом реализации государственной политики в сфере противодействия заболеванию туберкулезом являются медицинские социальные общегосударственные и местные целевые программы, направленные исключительно на организацию предоставления населению противотуберкулезной помощи. Из-за отсутствия четкого осознания уровня распространенности эпидемии основной поток финансирования противотуберкулезных мероприятий традиционно направляется на преодоление последствий эпидемии, а не на профилактику и предупреждение, что, в свою очередь, приводит к росту темпов распространения эпидемии и низкой эффективности использования средств, направленных на ее преодоление.

По сути своей, вместо того, чтобы ликвидировать причины эпидемии, эти программы ориентированы на преодоление ее последствий, поэтому на повестке дня – системный пересмотр подходов к их разработке и путей внедрения в частности и к политике противодействия заболеванию туберкулезом в целом.

Вот почему государственная и соответствующие местные политики противодействия заболеванию туберкулезом не могут быть успешными, если направлены на преодоление вызовов туберкулеза исключительно медицинскими средствами, не имея, в основе своей, комплексного подхода, который будет способствовать устранению коренных социально-экономических причин и последствий распространения в Украине эпидемии туберкулеза.

Международный опыт организации государственных мер по предотвращению развития социально опасных болезней подтверждает существование различных подходов к механизму государственного воздействия на эту проблему, из-за чего в некоторых странах (например, Литва, Польша, Эстония) сфера ответственности государства за соблюдение эпидемического благополучия населения поделена между органами исполнительной власти, которые непосредственно и не относятся к медицинской отрасли (здравоохранения), а есть управляемыми другими ведомствами. например, в сфере социальной защиты, охраны труда, охраны природы, сельского хозяйства, энергетики, чрезвычайных ситуаций, внутренних дел и тому подобное. При этом, отраслевое государственное управление в сфере противодействия заболеванию туберкулезом продолжает осуществляться исключительно в рамках организации медицинской профилактики, медицинской и социальной помощи, организации санитарного просвещения и воспитания.

В рамках Глобальной стратегии предполагается тесное сотрудничество с местными общинами и организациями гражданского общества. Представителям местного населения и гражданского общества должна быть предоставлена ​​возможность принимать более активное участие в планировании и разработке программ, оказания услуг и мониторинга, а также в информировании, образовании и поддержке пациентов и их семей, проведении научных исследований и пропагандистско-разъяснительной работы. С этой целью Глобальной стратегией предусматривается обеспечить тесное сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами. Такое объединение партнеров может способствовать как доступу людей к высококачественной помощи, так и созданию необходимых им высококачественных служб.

Поэтому эффективное управление в сфере социально опасных болезней должно основываться на развитии горизонтальных связей между различными органами государственной власти, местного самоуправления и представителями гражданского общества. Подобная реформа государственной и местной политик в сфере противодействия заболеванию туберкулезом позволит интегрировать и совместить эффективное управление в существующую систему медицинских и медико-социальных мероприятий по противодействию туберкулезу на основе эффективных международных стратегий, их развития и совершенствования.

Переформатирование управления в сфере противодействия туберкулезу, учитывая особую его социальную опасность, должна заключаться в том, что государственная и местные политики в этом направлении должны решать задачи достижения взаимодействия и координации усилий различных органов государственной власти и местного самоуправления в целях содействия устранению коренных социально экономических причин распространения его эпидемии. К решению задач такой политики должно быть привлечено широкий круг органов государственной исполнительной власти и, в случае наличия, соответствующие им местные структуры, а именно: социальной политики, образования и науки, обороны, внутренних дел, по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, культуры, молодежи, спорта, экологии, инфраструктуры, регионального развития, жилищно-коммунального хозяйства, информационной политики, юстиции, миграционной службы, чрезвычайных ситуаций, ветеринарного дела, по труду и представители гражданского общества.

Консорциум украинских противотуберкулезных организаций начал разработку концепции межведомственного и многосекторального похода к противодействию туберкулезу задолго до того, как была утверждена Глобальная стратегия противодействия туберкулезу. Так, в 2012 – 2013 годах при финансовой поддержке Международного фонда «Возрождение» был реализован проект ««Подготовка предложений по совершенствованию государственной политики противодействия заболеванию туберкулезом на региональном уровне». В изданном по результатам проекта информационно-аналитическом вестнике «Контроль за туберкулезом в Украине: роль общественности» № 6 на тему: «Государственная политика противодействия заболеванию туберкулезом: общегосударственное и региональное измерения» впервые в современной истории Украины был сделан вывод о том, что «сегодня проблема туберкулеза вышла за рамки сугубо медицинской отрасли и получила статус проблемы общегосударственного значения через постоянный рост темпов его распространения среди населения Украины.

Туберкулез, как социально опасная болезнь, по определению имеет причины и последствия, которые находятся во всех без исключения, или в большинстве сфер жизнедеятельности украинского народа. Вот почему государственная политика противодействия заболеванию туберкулезом не может быть успешной, если направлена ​​на преодоление вызовов туберкулеза исключительно медицинскими средствами, не имея, в основе своей, комплексного подхода, который будет способствовать устранению коренных социально-экономических причин и последствий распространения в Украине эпидемии туберкулеза.

Для достижения успешности в борьбе с туберкулезом в Украине нужно обеспечить соблюдение одного из основных принципов профилактики инфекционных болезней, определенных в ст. 10 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней», а именно «комплексность проведения профилактических, противоэпидемических, социальных и образовательных мероприятий, обязательность их финансирования. …

Международный опыт организации государственных мер по предотвращению развития социально опасных болезней подтверждает существование различных подходов к механизму государственного воздействия на эту проблему, из-за чего в некоторых странах сфера ответственности государства за соблюдение эпидемического благополучия населения может быть поделена между центральными органами исполнительной власти, которые непосредственно и не относятся к медицинской отрасли (здравоохранения), а управляемы другими ведомствами, например, в сфере охраны природы, сельского хозяйства, энергетики, чрезвычайных ситуаций, внутренних дел и тому подобное. При этом, отраслевое государственное управление в сфере противодействия заболеванию туберкулезом должно осуществляться исключительно в рамках организации медицинской профилактики, медицинской и социальной помощи, организации санитарного просвещения и воспитания». www.irf.ua › programs › health › tuberculosis

Еще раньше эту тему разрабатывали украинские ученые в области государственного управления. Так, доктор наук в сфере государственного управления И. Хожило в своей монографии «Вызовы социально опасных болезней как сфера государственно-управленческой деятельности» отмечает, что «учитывая удельный вес рисковых факторов, влияющих на формирование и развитие социально опасных болезней, таких как туберкулез, ВИЧ/СПИД, наркомания, руководящее влияние на меры противодействия их распространению со стороны государственной системы здравоохранения представляется крайне ограниченным и может осуществляться исключительно в пределах соответствии с возложенными на эту отрасль функций, а именно в части организации оказания медицинской помощи (медицинское обследование, консультирование, лечение) лицам, пострадавшим от социально опасных болезней».

Доктор наук в области государственного управления Я. Радыш в своей статье «Уровень здоровья граждан Украины как интегральный показатель социальной политики и государственного управления в области здравоохранения» указывает на то, что «первичная профилактика в отношении большинства болезней человека, основываясь на принципах информационно образовательной политики, вообще не является компетенцией органов здравоохранения, а непосредственно относится к функции органов власти и местного самоуправления в части организации охраны общественного здоровья».

В 2016 – 2018 годах эта концептуальная идея нашла свое продолжение при реализации проекта при финансовом содействии Глобального фонда для борьбы со СПИД, туберкулезом и малярией «Создание благоприятной общественно-политической ситуации для перехода на амбулаторную форму лечения туберкулеза в Украине», в региональном проекте «Укрепление систем здравоохранения для эффективного контроля за ТВ и МР-ТВ в странах Восточной Европы и Центральной Азии» (проект TB-REP).

В рамках проекта специалистами Общественного движения «Украинцы против туберкулеза» во взаимодействии с партнерскими организациями разработана Концепция общегосударственной и региональной межведомственной и межсекторальной координации деятельности в сфере противодействия эпидемии туберкулеза. https://www.stoptb.org.ua/2018/12/24/komyunike-za-pidsumkamy-kruglogo-stolu-na-temu-spryyatlyvi-suspilno-politychni-umovy-dlya-perehodu-na-model-likuvannya-tuberkulozu-oriyentovanu-na-potreby-lyudyny-mizhvidomcha-ta-mizhsektoralna-vzayem/

Эта Концепция направлена ​​на создание благоприятных социально-политических условий для всесторонней защиты населения Украины от туберкулеза, обеспечение эффективного государственного контроля эпидемической ситуации, сокращение уровня заболеваемости, распространенности и смертности от этой особо опасной социальной инфекционной болезни, преодоление социально-экономических, политических, медицинских, культурных и других факторов и последствий эпидемии туберкулеза в Украине.

Основной новизной концепции является то, что она, впервые за время эпидемии туберкулеза в Украине, предлагает рассматривать противодействие туберкулеза не как систему медицинских мероприятий, а как сложную комплексную политическую, управленческую, экономическую, социальную, медицинскую, гуманитарную, культурную и т.д. проблему, решение которой только медицинскими средствами и отраслевым медицинским управлением не является эффективным.

Итак, речь идет о развитии системы социальной профилактики туберкулеза, или же о комплексе социально-экономических мероприятий государства по улучшению условий и образа жизни, труда, окружающей среды, воспитания и т. Известно, что профилактика – это государственно-управленческая деятельность, направленная на недопущение вредных воздействий на здоровье человека путем устранения или самого вредного фактора, или его воздействия на человека.

Поэтому профилактика туберкулеза как разновидности социально опасной болезни является частным случаем в-профилактической деятельности общества и представляет собой деятельность, направленную на создание условий, исключающих появление новых случаев инфицирования туберкулезом, а также предусматривают осуществление деятельности, направленной на ослабление негативного влияния этой инфекционной болезни на общество как социальной системы в целом. В условиях такого комплексного подхода, профилактика в сфере предотвращения распространения туберкулеза осуществляется путем выявления, устранения или нейтрализации причин и условий, поддерживающих персистенцию ее биологического возбудителя среди представителей отдельных социальных групп и среди широких слоев населения.

На основе этой Концепции были разработаны проект типового Путеводителя (дорожной карты) для обеспечения успешного противодействия заболеванию туберкулезом на основе комплексного межведомственного и межсекторального подхода в условиях перехода на модели его лечения, ориентированные на пациента и типовой стратегии Межведомственного и межсекторального противодействия заболеванию туберкулезом, имплементированные в Сумской и Херсонской областях.

1 ноября 2018 года состоялось заседание Сумской областного координационного совета по вопросам противодействия туберкулезу и ВИЧ-инфекции/СПИД на котором обсуждался вопрос об утверждении Путеводителя (дорожной карты) для обеспечения успешного противодействия заболеванию туберкулезом на основе комплексного межведомственного и между секторального подхода в условиях перехода на модели его лечения, ориентированные на пациента в Сумской области. Координационный совет принял решение утвердить данный документ и обязал районные и городские советы по вопросам противодействия туберкулезу и ВИЧ-инфекции/СПИД утвердить соответствующие Дорожные карты до 31 декабря 2018 года. https://www.stoptb.org.ua/2018/12/12/v-sumskij-oblasti-zatverdzheno-dorozhnyu-mapu-dlya-zabezpechennya-uspishnoyi-protydiyi-zahvoryuvannyu-na-tuberkuloz/

4 декабря 2018 года состоялось заседание Херсонской областного координационного совета по вопросам противодействия туберкулезу и ВИЧ-инфекции/ СПИД на котором рассматривался и вопрос «О Путеводителе (дорожной карте) для обеспечения успешного противодействия заболеванию туберкулезом на основе комплексного межведомственного и межсекторального подхода в условиях перехода на модели его лечения, ориентированные на пациента и стратегии Межведомственного и межсекторального противодействия заболеванию туберкулезом в Херсонской области». Координационный совет утвердил рассматриваемые документы. https://www.stoptb.org.ua/2018/12/05/hersonska-oblasna-koordynatsijna-rada-z-pytan-protydiyi-tuberkulozu-ta-vil-infektsiyi-snid-rozglyanula-ta-pryjnyala-rishennya-pro-putivnyk-dorozhnyu-mapu-dlya-zabezpechennya-uspishnoyi-protydiyi-zahvo/

Путеводители были разработаны на основе обработки международных рекомендаций по преодолению туберкулеза, действующего законодательства Украины в сфере противодействия заболеванию туберкулезом, «Унифицированные клинического протокола первичной, вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи взрослым« Туберкулез , положений об областных органы государственной власти Сумской и Херсонской областей, а также научной и научно-популярной литературы по туберкулезу.

Стратегии межведомственной и межсекторального противодействия заболеванию туберкулезом в Сумской и Херсонской области представляют собой перечень уже имеющихся требований действующих областных нормативных баз и действующего законодательства, прямо уполномочивают различные органы государственной исполнительной власти Сумской и Херсонской областей участвовать (или указывают на возможность этого) в реализации государственной политики в сфере противодействия заболеванию туберкулезом и позволяют скоординировать ее.

Указанные документы позволят всем заинтересованным органам государственной власти области, другим сторонам и лицам найти свое место в общегосударственной деле преодоления бремени туберкулеза в Украине, помогут отдельным группам населения, которые имеют высокий риск заболевания туберкулезом, сориентироваться с ситуацией с туберкулезом в Украине и узнать как уберечься от заболевания, а тем, кто заболел туберкулезом, позволит понять свои права и обязанности и основные правила поведения на пути «от кашля к выздоровлению».

Теоретические и методические основы применения многоведомственного и многосекторального похода к решению проблемы туберкулеза в Украине были также освещены в издании Европейского информационно-исследовательского центра (Европейский информационно-исследовательский центр создан с целью предоставления народным депутатам Украины информации, которая может быть использована ими в законотворческой деятельности, а также осуществления поисковой, аналитической и исследовательской работы по отраслевых политик и права других государств (прежде всего стран ЕС) и международных организаций) «Что должно быть изменено в государственной политике противодействия заболеванию туберкулезом в Украине?» (Policy Paper) подготовленном Национальным экспертом по вопросам АКСМ в сфере противодействия туберкулезу Сергеем Борткевичем.

http://euinfocenter.rada.gov.ua/uploads/documents/28839.pdf

В 2019 году нами было подготовлено и распространено информационно-методическое пособие  «Ответ на вызовы эпидемии туберкулеза в Украине в контексте Глобальной стратеги и целей в области профилактики, лечения и борьбы с туберкулезом на период после 2015 года: многоведомственный поход» (https://www.stoptb.org.ua/wp-content/uploads/2019/03/Vidpovid.pdf), адресованное органам центральной и региональной исполнительной власти, местного самоуправления, учреждениям первичной медицинской помощи, общему населению, средствам массовой информации, всем заинтересованным в решении проблемы туберкулеза в Украине.

В аннотации к руководству отмечается, что «эффективная политика в сфере противодействия туберкулезу должна предусматривать разделение обязанностей, то есть включать меры национальных противотуберкулезных программ и вне их с охватом различных министерств и департаментов. Такие действия направлены на удовлетворение медицинских и немедицинский потребностей людей, больных туберкулезом, а также помогают осуществлять профилактику туберкулеза. ВОЗ призвал признать туберкулез в качестве одной из социальных проблем, заслуживает приоритетного внимания. Указанная стратегия также предполагает действия за пределами сектора здравоохранения, которые могут помочь предотвратить туберкулеза посредством воздействия на социальные детерминанты, лежащие в его основе.

Предложены практические меры включают уменьшение бедности, обеспечения продовольственной безопасности и улучшение условий жизни и работы, а также меры, направленные на преодоление непосредственных факторов риска, такие как борьба против табака, сокращения вредного употребления алкоголя, оказание помощи при диабете и профилактика диабета. Таким образом, успех достижения цели и задач Глобальной стратегии требует многоотраслевого и многосекторального подхода, который будет лежать не только на министерстве здравоохранения, но и на других министерствах, включая министерства финансов, труда, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, горного дела, сельского хозяйства и тому подобное».

В упомянутом информационно-методическом пособии рассказывается о том, что должно быть сделано в Украине для того, чтобы на основе применения многоведомственного и многосекторального подхода сделать государственную политику в сфере противодействия туберкулезу более эффективной, а также об опыте применения такого подхода в ряде регионов Украины.

Все вышеуказанные наработки в сфере многоведомственного и многосекторального взаимодействия в сфере борьбы с туберкулезом были представлены на рассмотрение Министерства здравоохранения Украины, Комитета по вопросам здравоохранения Верховного совета Украины, всех заинтересованных органов власти и организаций для сведения и использования в работе. Также они были распространены среди членов Партнерства остановить туберкулез – Украина, презентованы членам глобального Партнерства остановить туберкулез и партнерам по реализации программ по борьбе с туберкулезом Глобального фонда для борьбы со СПИД, туберкулезом и малярией в регионе ВЕЦА.

Иные разработки в сфере внедрения многоведомственного и многосекторального похода к преодолению эпидемии туберкулеза в Украине нам не известны и соответствующие публикации отсутствуют.

Таким образом, консорциум организаций «Зупинимо туберкульоз разом» («Остановим туберкулез вместе») является единственной в Украине институцией, которая сегодня системно работает в этом направлении.

Важным фактором, призванным способствовать имплементации в Украине принципов многоведомственного и многосекторального подхода к противодействию туберкулезу стало подписание 5 декабря 2019 года Меморандума о сотрудничестве между Всеукраинской ассоциацией органов местного самоуправления «Ассоциация городов Украины», Фундацией «Общественное движение «Украинцы против туберкулеза», Всеукраинской коалиции общественных организаций «Остановим туберкулез вместе» и Всеукраинской ассоциацией людей, которые переболели туберкулезом «Сильные чем ТБ» по противодействию эпидемии туберкулеза.

Целью Меморандума является налаживание тесного сотрудничества и консолидация усилий Сторон в рамках действия Глобальной стратегии борьбы с туберкулезом, которая будет способствовать устранению коренных социально-экономических причин и последствий распространения в Украине эпидемии туберкулеза, а одной из задач – объединение усилий по продвижению в городах и территориальных общинах современных международных стандартов противодействия туберкулезу на основе многоведомственного и многосекторального подхода.

Просим принять к сведению поданную нами информацию. Имея достаточный опыт, готовы оказать содействие в подготовке указанного выше документа ЕКТБ.

Виталий Руденко и партнеры из организаций

Фундация «Общественное движение «Украинцы против туберкулеза»

Всеукраинская коалиция общественных организаций «Остановим туберкулез вместе»

Всеукраинская ассоциация людей, которые переболели туберкулезом «Сильнее за ТБ»